Версия для слабовидящих Размер шрифта A A A Цвета сайта A A A

Новости

Интересные факты из истории русского театра

·         Актёрские действа известны на Руси издавна. Сначала они были связаны с религиозными празднествами или с языческими обрядами.

·         С XI столетия известны русские средневековые актёры скоморохи. Среди них были музыканты, певцы, танцоры, шутники, дрессировщики диких животных (в первую очередь медведей). Скоморохи строили на городских площадях легкие постройки для своего жилья и приема посетителей-зрителей — балаганы. Под балаганные представления выделялись точно установленные сроки — как правило, масленичные и пасхальные гуляния, торговые ярмарки и т.п.

·         Планы по созданию придворного театра впервые появились у царя Михаила Фёдоровича в 1643 г. в период подготовки свадьбы царевны Ирины и датского принца Вальдемара.

·         Открытие долгожданного театра и первое представление прошло 17 октября 1672 года в селе Преображенское. Назывался спектакль «Артаксерксово действо». На этом важном событии присутствовали сам царь и все его ближние бояре. Царь сидел в кресле, царица с детьми смотрела «сквозь решетку или, вернее, сквозь щели особого, досками отгороженного помещения», присутствовавшие вельможи стояли. Представление длилось десять часов, но царь досмотрел всё до конца и остался очень доволен. Драматург и постановщик Иоганн Грегори получил гонорар — «40 соболей во 100 рублев, да пару в 8 рублев», а артистам после представления царь «каждому в глаза поглядел».

·         Первый царский театр в России просуществовал с 1672 года до 1676 года.

·         Тогда же появились домашние театры и у знатных бояр.

·         Домашние театры способствовали появлению на сцене женщин (уже в теремах царевны Софии).

·         Театральное дело при высочайшем дворе, заглохшее с кончиной Алексея Михайловича, было возобновлено Петром I. Он обратил театр из придворного в народный, для всех «охотных смотрельщиков». Театр был переведён из царских хором на Красную площадь, где была воздвигнута особая «комедийная храмина».

·         В XIX веке приветствовалась и продолжалась деятельность иностранных гастролеров, многие из которых оставались в России навсегда, становясь подданными Российской империи.

·         Наряду с иностранными труппами профессиональных артистов и музыкантов образовался театр в Шляхетском корпусе, где в 1749 году впервые поставлена была первая трагедия Сумарокова «Хорев», а в Ярославле организовался первый русский профессиональный театр Федора Волкова.

·         В 1752 году по требованию Елизаветы Петровны труппа Волкова прибыла в Петербург, где представила для государыни мистерию св. Димитрия Ростовского. Вскоре труппа вошла в состав образовавшихся по повелению императрицы Императорских театров.

·         Особое положение среди русских театров занимали Императорские театры, находившиеся в ведении министерства Двора, а также правительственные театры в Варшаве. Начало Императорским театрам, как и официальному существованию театра в России вообще, положено 30 августа 1756 года, когда императрица Елизавета Петровна издала указ об учреждении в Санкт-Петербурге Российского театра, поручив управление театра Сумарокову. Впоследствии в состав придворного театра, кроме русской драматической труппы, вошли балет, камерная и бальная музыка, итальянская опера, французская и немецкая труппы.

·         В Москве русское сценическое искусство началось в 1756 году с открытия театра при Московском университете, который возглавил М. М. Херасков.

·         Наряду с развитием императорских (государевых) театров при Екатерине II значительно увеличивалось количество дворовых крепостных театров в помещичьих усадьбах. При Екатерине II славились театры Румянцева, Волконского; у графа Шереметева было четыре театра (в Петербурге, Москве и имениях Кусково и Останкино).

·         Первой в истории русской драматургии социально-политической комедией стала пьеса Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль», где автор откровенно насмехался над своими персонажами, типичными представителями разных социальных слоев XVIII столетия в России: государственными чинами, дворянами, барами-крепостниками, самозваными модными учителями.

·         В начале XIX века, в 1803 году при Александре I в императорских театрах впервые произошло разделение на драматическую и музыкальную труппы, музыкальная, в свою очередь, разделилась на оперную и балетную.

·         Первым русским театральным историографом стал Пимен Николаевич Арапов, подготовивший к изданию энциклопедическую «Летопись русского театра» (СПб., 1861), куда вошла вся история русского театра от 1673 до 26 ноября 1825 года.

·         Наряду с развитием императорских театров в XIX веке широкое распространение получили частные театры. Руководили ими, как правило, профессиональные актёры и режиссёры, получившие образование в театральных училищах, входящих в систему императорских театров, но ищущие свой путь в искусстве, ушедшие от казенного направления императорских театров.

·         В XVIII веке появились солдатские театры, они существовали в крупных гарнизонах. Спектакли ставились для офицеров, по указанию начальства. Спектакли солдатских театров посещали нижние воинские чины, мещане, небогатые купцы, разночинцы, крестьяне.

·         В Москве первый частный театр для широкой публики удалось организовать Артистическому кружку в 1868 году.

·         Из московских частных музыкальных театров конца XIX — начала XX веков были популярны опера Саввы Мамонтова и оперный театр Сергея Ивановича Зимина, а также драматические частные театры Корша, Соловцова и др.

·         В предреволюционные годы появились МХТ Станиславского и Немировича-Данченко, Камерный театр Таирова, в 1901 году в Петербурге открылся «Новый театр» под руководством Л. Б. Яворской, просуществовавший несколько лет; в Петербурге работал Евреинов — все они представляли новые театральные явления, не вписывающиеся в ставшие тесными рамки императорских театров.

·         После революции все театры — императорские и частные — были объявлены государственной собственностью.

·         В 1930-е годы обращение к иностранным современным авторам в драматических театрах было запрещено. Исключения рассматривались отдельно на самом высоком уровне, так, Камерный театр Таирова поставил в 1930 году пьесу Брехта «Трёхгрошовая опера». Послевоенное постановление от 26 августа 1946 г. «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» закрепило это положение.

 

Развиваем творческое мышление

Предлагаем вашему вниманию пять простых упражнений. Они помогут развить творческое мышление плюс позволят посмотреть на мир совершенно под новым углом.

Первое – снимаем оковы.
Главное, что нужно сделать для себя в развитии творческого потенциала – раскрыть человека, достичь внутренней свободы. Креатив – это и есть процесс созидания. Если вы стремитесь к творчеству, то для начала откройте в себе личность, не бойтесь и начните жить только истинными чувствами.

Второе – распахиваем окна.
Если вы сумеете побороть ограничивающие убеждения, то вы уже на полпути. Только смелые решения и позитивное мышление, не нужно бояться собственных идей.

Третье – впитываем новое.
Расширять кругозор нужно постоянно. Пробуйте делать то, чего никогда не делали раньше. Выбирайте смелые решения и общайтесь с неординарными людьми. Главная задача – ощутить неизведанные или давно забытые ощущения. Больше читайте, чаще путешествуйте, и границы мировосприятия расширятся.

Четвертое – записываем идеи.
Держите под рукой блокнот и ручку, и вовремя старайтесь фиксировать все идеи. Обязательно все, без исключения.

Пятое – тренируем мозг.
Чаще практикуйте метод произвольных ассоциаций и мозговой штурм. За короткий промежуток времени необходимо подобрать много вариантов. Это научит в будущем быстро и точно находить выход и решения любой жизненной ситуации.

Нужно ли отдавать ребенка в кружок или секцию? Не станет ли это для него чрезмерной нагрузкой вдобавок к занятиям в школе? Наверное, каждый родитель однажды задается этими вопросами. Однозначного ответа дать нельзя.

 

1. Занятия в кружке или секции — это:
— смена вида деятельности. Если ваш ребенок посещает спортивную секцию, то школьная умственная активность здесь сменяется физической. Если это музыкальная школа или художественный кружок — творческой.
— смена стиля общения. Как правило, в кружках или секциях царит более неформальная обстановка, чем в школе. Не предъявляется столь жестких требований к дисциплине. Но все вольности допускаются, разумеется, в разумных пределах. Поэтому вы можете не опасаться, что вашего ребенка «избалуют» снисходительностью;
смена круга общения. Такие внешкольные занятия, как правило, проходят обычно в малочисленных группах. Для занятий обычно отводится отдельное помещение. В отличие от занятий и, тем более, перемен в школе, ребенка не окружает шумное сообщество, а потому он получает возможность отдохнуть от нахождения в школе и более близко познакомиться с друзьями;
— смена обстановки. Помещения, предназначенные для занятий с детьми, в детских клубах стараются оборудовать с учетом их интересов. Их оснащают играми, игрушками, материалами для творчества, спортивными снарядами. В обязанности ребенка здесь не входит по сорок минут сидеть прямо и неподвижно на жестком стуле за не всегда подходящей по росту партой.
Переключение поможет вашим сыну или дочери отдохнуть от утомительного учебного дня, справиться с накопившейся за день усталостью. После занятий в кружке или секции ребенок может со свежими силами приступать к выполнению домашних заданий.

2. Занятия в кружке, секции — это:
— способ организации досуга ребенка. Это один из наиболее частых аргументов «за», приводимых родителями. Действительно, кружки и секции нередко являются единственным способом организовать время после школы для тех пап и мам, которые работают и не могут сидеть дома с любимым чадом после уроков.

3. Занятия в кружке, секции — это общение.
Родителям застенчивого, стеснительного ребенка психологи часто рекомендуют записать его в какой-нибудь кружок. Группы там обычно малочисленные, значит, стресс не столь велик, как, например, в школе, и не так страшно с кем-то познакомиться. Как правило, дети в кружке более схожи между собой, поскольку у них общие интересы. Это облегчает установление дружеских отношений.
Менее формализованная обстановка предоставляет больше возможностей опробовать различные модели поведения. А необходимость достижения общей цели вынуждает детей развивать навыки общения, учиться разрешать конфликты, отстаивать свое мнение и находить компромиссы.

4. Занятия в кружке, секции способствуют формированию ответственности, самостоятельности.
Если ребенок хочет посещать любимый кружок, значит, он должен научиться запоминать и контролировать множество вещей сразу.
Например, запомнить расписание занятий и вовремя на них являться, запомнить, собрать и принести все необходимое для занятий, запомнить и самостоятельно выполнить данные руководителем домашние задания (разучить песню, нарисовать пейзаж, выучить танцевальное па, потренироваться в выполнении спортивного упражнения и т. д.);
Для ребенка 7—9 лет это очень сложная задача. У него еще нет ни «взрослой» силы воли, ни «взрослой» памяти, ни «взрослой» предусмотрительности и рассудительности. Стоит учесть, что всему этому ребенок не научится, если все за него будут делать родители или бабушки-дедушки. Тут уж все зависит от взрослых. Нельзя выполнять за ребенка ту работу, которую он способен сделать (пусть вначале и с усилием) сам. А вот помочь малышу научиться самостоятельности просто необходимо.

5. Занятия в кружке, секции способствуют развитию способностей.
Здесь возможно несколько вариантов.
Первый вариант: вы точно знаете, к чему у ребенка способности. Тогда вы отдаете его в секцию, занятия в которой направлены на их развитие;
Второй вариант: ни вы, ни ребенок пока точно не определились, чем он хочет и может заниматься, или, возможно, ребенок не проявляет ярко выраженной одаренности в какой-либо конкретной области.

6. Занятия в кружке, секции способствуют повышению самооценки.
Посещая кружок, заниматься в котором действительно интересно, даже самый неуверенный в себе ребенок обязательно добьется успеха. Пусть небольшого, но очень важного для него. Эта маленькая победа укрепит веру ребенка в себя, в свои силы. Он станет более уверенным не только в ситуациях занятий в кружке, но и в жизни вообще.

Безусловно, успехов в кружке самих по себе может оказаться недостаточно. Родители должны обязательно обратить внимание на его достижения. Похвалить, подчеркнуть, что они очень гордятся им. Возможно, похвастаться его успехами перед окружающими — разумеется, в присутствии ребенка. Выразить надежду, что и в остальном он теперь будет таким же молодцом и со всем справится. Только крайне важно не перестараться. Не стоит думать, что, раз ребенок мал, он не в состоянии отличить искреннее восхищение от лести. Пусть ваша похвала будет адекватна реальным достижениям ребенка. Если же вы, желая сделать ему приятное, будете неискренни, сын или дочь перестанут доверять вашей оценке.